vedaclub menu
Ведическая культура Индия Рецепты Аудио Календарь ещё

(кулинария) лев толстой вегетарианец

.. / Блог / Разное / (кулинария) лев толстой вегетарианец
Guest Guest 23 июня 2018

ЛЕВ ТОЛСТОЙ - ВЕГЕТАРИАНЕЦ

- Лев Толстой, - сказал Коля

дрожащим голосом,- тоже не ел

мяса.

- Да-а, - ответила Лиза, икая от

слез, - граф ел спаржу.

- Спаржа не мясо.

- А когда он писал "Войну и

мир", он ел мясо! Ел, ел, ел!

И когда "Анну Каренину" писал

- лопал, лопал, лопал!

Ильф и Петров,

"Двенадцать

стульев".

А что же было на самом деле? Об этом рассказывает научный

сотрудник яснополянского музея-усадьбы Л.Н. Толстого Зинаида

Михайловна Богачева.

* * *

В 1910 году, последнем году своей жизни, Л.Н.Толстой

неоднократно выражал надежду на то, что через восемьдесят лет все люди

станут вегетарианцами и что на мясоедение будут смотреть с таким же

отвращением, как и на людоедство. Прошло уже более, чем сорок лет, но

вегетарианцев у нас сейчас настолько мало, что, поднимая эту тему,

рискуешь быть не только не понятой, но и осмеянной. Один из

современников великого писателя Владимир Александрович Пассе

вспоминает, что он предложил необычный проект для того, чтобы отметить

80-летний юбилей Л.Н. Толстого. Он предлагал несколько месяцев не

пить, не курить, не развратничать. С этим почти все согласились. А

против пункта не есть мясного - возражали, как против неосуществимого.

И этот проект рискнул опубликовать один только журнал "Вестник

теософии", после чего его долго высмеивали. Сам же Лев Николаевич

относился к этой проблеме очень серьезно, ставя его в один pяд с

вопpосом о pелигии.

Лев Толстой до конца своих дней называл себя христианином,

хотя по постановлению Синода он был отлучен от православной Церкви.

Это отнюдь не помешало ему в 70-х годах серьезно заинтересоваться

ведической философией. Известно, что он готовил к публикации в

издательстве "Посредник" серию брошюр о философах и философии Индии.

Этот интерес также оставался у него до самых последних дней. Лев

Николаевич хоpошо знал такие грандиозные произведения, как

"Махабхарата" и "Рамаяна". Особенно любил он философскую часть

"Махабхараты" - часть шестой песни - "Бхагавад-гиту". Толстой состоял

в переписке с индийскими учеными кругами. В одном из писем к индийским

дpузьям он писал о том, что соглашается с основными идеями

"Бхагавад-гиты", старается претворять их в жизнь, отражать в своих

книгах и говорить о них окружающим, а также, что "метафизическая

религиозная идея Кришны есть вечная всемирная основа всех религий и

всех философских систем". (Полное собрание сочинений, т.77, с.37).

Толстому очень импонировало положение индуизма, согласно

которому дух присутствует везде, где есть жизнь, разница - лишь в

степени его проявления. В меньшей степени он проявляется в растениях,

в большей - в животных, в еще большей - в человеке. В огромной

библиотеке Толстого выявлено около ста книг по индуизму. Среди них -

брошюра индийского философа-ведантиста Свами Абхедананды "Почему

индусы вегетарианцы ?" с пометками, сделанными рукой самого писателя. В

ней говорится, что отец европейского вегетарианства Пифагор находился

под сильным влиянием мудрецов Индии - единственной страны с

тысячелетними вегетарианскими традициями. Её жители первыми в мире

начали пропагандировать эти традиции другим народам. Эта мысль

показалась Толстому важной, и он отчеркнул ее. Причина вегетарианства

индусов - в признании единства всего живого мира. "Люби любое живое

существо как самого себя, - снова отчеркивает Толстой, - ибо в тебе та

же душа, что и в нем".

В статье "Первая ступень" Толстой доказывает необходимость

последовательности в приобретении добродетелей. И считает, что первая

добродетель, которую должен приобрести человек - это воздержание. А в

воздержании он, в первую очередь, должен от от мяса. Собирая материалы

к этой статье, Толстой ездил на тульскую бойню,где был поpажен

чудовищными сценами убийства животных.

Для самого же Толстого своеобразной практической "первой

ступенью" к отказу от мясоедения послужил визит в Ясную Поляну в

октябре 1885 года английского писателя-вегетарианца Уильяма Фрея,

последователя одного из основоположников философии Огюста Конта. От

него Лев Николаевич впервые услышал о том, что строение человеческих

зубов и длина кишечника доказывают, что человек не хищник. Льву

Николаевичу это очень понравилось, но он высказал опасение,

достаточна¤ ли растительная пища для человеческого организма. На это

Фрей ответил, что человеку свойственна еще более благородная пища, та,

которая не требует даже убийства растений, а именно - плоды. Эту же

мысль позже мы встречаем в "Круге чтения" Толстого. Сразу же после

приезда Фрея Толстой отказался от питания мясом и рыбой, как он

ра

Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться на сайте.

Поделиться: